Умеренные желудочно-кишечные симптомы спустя 5 месяцев после острой стадии.
Вышло первое контролируемое когортное исследование, изучающее частоту и относительный риск желудочно-кишечных и соматоформных (психогенных) симптомов через 5 месяцев после заражения SARS-CoV-2.
Результаты показывают, что гастроэнтерологические симптомы могут сохраняться после заражения SARS-CoV-2, но с умеренной интенсивностью. Что касается соматоформных симптомов, которые часто ассоциируются с функциональными желудочно-кишечными расстройствами, то результаты показывают, что инфекция SARS-CoV-2 увеличивает риск хронической усталости вместе с повышенными показателями соматизации.
Как желудочно-кишечные, так и внекишечные последствия, как правило, были больше у пациентов, которые сообщали о диарее во время острой инфекции.
Таким образом, исследование показывает, что острая инфекция SARS-CoV-2 может влиять на ось мозг-кишечник и подтверждает гипотезу о том, что как функциональные желудочно-кишечные, так и соматоформные расстройства могут иметь общее биологическое происхождение.
Состояние микробиоты спустя 3 месяца после острого COVID-19. Роль микробиоты.
Работа по ссылке может стать первым описанием кишечной микробиоты людей, выздоровевших от COVID-19.
По сравнению со здоровыми контрольными группами наблюдалась четкая разница в относительном обилии микробиоты кишечника между выздоровевшими пациентами мужского пола и контрольными группами. Предыдущий отчет показал, что некоторые условно-патогенные микроорганизмы на уровне типа демонстрировали явное повышение уровня COVID-19 у стационарных пациентов, включая Streptococcus, Rothia, Veillonella , Erysipelatoclostridiumи Actinomyces (7).
В исследовании виды бактерий Rothia и Erysipelatoclostridium у выздоровевших пациентов также были значительно более обильными, чем в контрольной группе, что указывало на длительное влияние на микробиоту кишечника.
Ротия относится к оральным микробам, которые коррелировали с Th17-индуцированным воспалением легких и пневмонией пациентов с ослабленным иммунитетом.
Возвышение доли ротии в кишечнике может свидетельствовать о возможном перемещении микробов из полости рта и дыхательных путей в кишечник.
Однако увеличенное количество стрептококков, актиномицетов и вейлонелл наблюдалось, хотя они не приближались к статистической значимости в исследовании.
Эти различия могут предполагать потенциальные динамические изменения с прогрессированием COVID-19 и отражать различие различных стадий этого заболевания.
ACE2, рецептор SARS-CoV-2, также играет определенную роль в поддержании гомеостаза кишечного микробиома, и инфекция SARS-CoV-2 может снижать доступность ACE2 и индуцировать дисфункцию микробиоты.
Результаты исследования показали, что микробиота кишечника отличалась у выздоровевших пациентов мужского пола по сравнению со здоровыми контрольными группами, у которых наблюдалась значительная разница в индексе Чао, индексе Симпсона и β-разнообразии. И относительное обилие нескольких видов бактерий четко различалось между двумя группами, характеризующимися обогащением условно-патогенными микроорганизмами и недостаточностью некоторых противовоспалительных бактерий в производстве короткоцепочечных жирных кислот. Вышеприведенные результаты дают предварительные подсказки, подтверждающие, что несбалансированная кишечная микробиота не может быть полностью восстановлена у выздоровевших пациентов, подчеркивая важность постоянного мониторинга здоровья кишечника у людей, выздоровевших от COVID-19.
👉Хотя заболевание, опосредованное SARS-CoV-2, COVID-19 сначала характеризовалось инфекцией верхних дыхательных путей и легких, недавние данные свидетельствуют о сложном заболевании, включающем желудочно-кишечные симптомы.
👉 Даже если недавно был продемонстрирован прямой вирусный тропизм кишечных клеток, остается неясным, вызваны ли желудочно-кишечные симптомы прямой инфекцией желудочно-кишечного тракта SARS-CoV-2 или они являются следствием системной иммунной активации и последующей модуляции иммунной системы слизистой оболочки.
👉Чтобы лучше понять причину кишечных симптомов, мы проанализировали биопсии тонкой кишки у людей, инфицированных SARS-CoV-2. С помощью qRT-ПЦР и иммуногистохимии мы обнаружили РНК SARS-CoV-2 и нуклеокапсидный белок в слизистой оболочке двенадцатиперстной кишки.
👉Кроме того, применяя визуализирующую массовую цитометрию и иммуногистохимию, мы выявили гистоморфологические изменения эпителия, которые характеризовались накоплением активированного внутриэпителиального CD8+ Т-клетки, а также апоптоз эпителия и последующая регенеративная пролиферация в тонкой кишке у пациентов с COVID-19.
👉Таким образом, наши результаты показывают, что интраэпителиальные CD8+ Т-клетки активируются при инфицировании эпителиальных клеток кишечника SARS-CoV-2, что является одним из возможных объяснений желудочно-кишечных симптомов, связанных с COVID-19.