ОРТОСТАТИЧЕСКАЯ ТАХИКАРДИЯ В РАННЕМ ПОСТКОВИДЕ.

Это, вероятно, один из самых распространённых симптомов раннего постковида.

Как правило, судя по опросам переболевших, этот симптом начинается примерно спустя месяц после болезни, когда человек уже начинает поправляться.

Тахикардия может начинаться внезапно по утрам, из-за резкого подъёма корпуса, реже ночью.

Порой больные могут спутать это состояние с панической атакой, поскольку и сама необычность симптома вызывает страх и волну реакций.

В обзоре врачей НМИЦ Кардиологии

касательно ортостатической тахикардии в постковиде, указан ряд важных моментов, объясняющих вероятную природу данного состояния:

"В основе синдромов ортостатической непереносимости лежит избыточная симпатическая стимуляция в ответ на вертикализацию, что приводит к выраженной тахикардии (которая может вызывать ощущение сердцебиения, нехватки воздуха, болей в грудной клетке). Иногда очень высокая концентрация катехоламинов может приводить к парадоксальной вазодилатации, активации блуждающего нерва, как следствие - к гипотонии, головокружению и обморокам.

После перенесенного инфекционного осложнения данный синдром может быть связан с гиповолемией, а также дезадаптацией вследствие длительного постельного режима (с нарушением барорефлекса)."

Стоит отметить, что многие переболевшие примерно спустя месяц после острой фазы жалуются также на состояния неустойчивости, раскоординации и чувство потери опоры преимущественно в открытых пространствах, на улице. Нередко также повышается пульс.

Согласно авторам статьи в подобных случаях

принципиальны три позиции:

1) избегание ситуаций, провоцирующих обмороки (жаркие помещения, длительное стояние, дегидратация);

2) распознавание предвестников обморока (головокружение, тошнота, потемнение в глазах, потливость).

3) своевременное принятие мер противодействия (лечь или сесть, выполнять маневры с изометрическим напряжением мышц).

Однако, вопреки популярному мнению о необходимости наращивания физнагрузок в первые 3-4 месяца после болезни, участники нередко сталкивались с резким ухудшением самочувствия при возобновлении занятий спортом.


УТОЛЩЕНИЕ СОСУДОВ (СОННОЙ АРТЕРИИ И АОРТЫ) В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ПОСЛЕ ОСТРОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 КАК ФАКТОР ВЛИЯЮЩИЙ НА ПУЛЬС И ДАВЛЕНИЕ

В этой статье

https://physoc.onlinelibrary.wiley.com/.../10.1113/EP089481 была исследована сонная артерия и её состояние после инфекции COVID.

Первоначальные данные свидетельствуют об увеличении жесткости сонной артерии и утолщении аорты у молодых людей с SARS-CoV-2. Эти изменения сосудистой сети имеют клиническое значение, потому что они указывают на неблагоприятное ремоделирование сосудов и возможность сердечно-сосудистых событий.

Данное исследование вписывается в общее представление о коронавирусной инфекции как о сосудистой патологии, вызванной тем, что спайк-протеин поражает эндотелий сосудов, вызывая воспаление их стенок.

https://scitechdaily.com/covid-19-is-a-vascular-disease.../

Возможно по этой причине хорошие результаты у переболевших COVID и страдающих сердечно-сосудистыми проблемами показали препараты, снижающие уровень воспаления сосудов (в основе - растительные биофлавоноиды), такие как диосмин и гесперидин, или как Детралекс (Daflon)

https://clinicaltrials.gov/ct2/show/NCT04452799

https://clinicaltrials.gov/ct2/show/NCT01654016


СНИЖЕННАЯ ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА в течение 6 мес.после COVID-19

Показатель вариабельности сердечного ритма (ВСР) характеризует адаптивную адекватность ритма сердечной мышцы и пульса к внешним и внутренним факторам, которые регулируются симпатической и парасимпатической нервными системами.

Поскольку вирус нейроинвазивный, нарушающий адекватную работу нервной системы, а главное блуждающего нерва, то неудивительно, что разнообразные сердечно-сосудистые проблемы (скачки давления, аритмии, тахи и брадикардии) нередко преследуют людей, перенёсших COVID-19 в течение как минимум полугода.

В данной работе была оценена вариабельность сердечного ритма в состоянии покоя и артериальное давление в ответ на ортостатический стресс (3-минутное активное стояние) у 18 пациентов через 3 и 6 месяцев после выписки для инфекции COVID-19.

ВСР оказалась ниже у пациентов после COVID по сравнению с контрольной группой через 3 мес после выписки и через 6 мес.

Был сделан вывод, что инфекция COVID-19 связана с нарушением парасимпатической модуляции ВСР в течении 6 месяцев после выписки.

А выздоравливающие после госпитализации COVID-19 (тяжелой формы, в основном), могут иметь стойкие нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы


Проблема миокардита в постковиде

Миокардит, согласно исследованиям, один из нередких симптомов раннего постковида.

Согласно опросу в группе "Нетипичный коронавирус" у 27% переболевших и столкнувшихся с постковидным симптомом по итогам ЭКГ и ЭХОграммы (УЗИ сердца) выявился перикардит/миокардит/другие отклонения.

К счастью, по отзывам, эта проблема уходит со временем сама в течении 6-8 месяцев при должном режиме восстановления и отсутствии непосильных физических нагрузок.

Тезисы:

Все пациенты, выписанные из больницы после острой инфекции COVID-19, систематически наблюдаются в Клинике восстановления после COVID-19 при больнице общего профиля Ванкувера и больнице Святого Павла.

Примерно через 4–12 недель после постановки диагноза пациенты проходят комплексную эхокардиографическую оценку с помощью стандартной эхокардиографии, включая анализ деформации. Фракцию выброса левого желудочка (ФВЛЖ) оценивали с помощью 3D, 2D Biplane Simpson или визуальной оценки.

Глобальная продольная деформация левого желудочка (GLS) измерялась с помощью независимого от производителя программного обеспечения для двумерного отслеживания спекл-трекинга (TomTec). В наш анализ было включено 127 пациентов (53% женщины, средний возраст 58 лет). Исходно сердечные заболевания присутствовали у 58% пациентов (15% ишемическая болезнь сердца, 4% сердечная недостаточность, 44% гипертония, 10% фибрилляция предсердий), в то время как у остальных не было сердечных заболеваний.

Серьезные осложнения COVID-19 имели место у 79% пациентов (76% пневмония, 37% госпитализаций, 21% интубации, 1% миокардита). Нормальная ФВЛЖ наблюдалась у 96% когорты, определенной в этом исследовании как EF ≥54%, и 97% имели нормальную систолическую функцию ПЖ. У значительной части (53%) была аномалия ГЛС ЛЖ, определенная как <18%.

Средняя GLS ЛЖ в перегородке и нижнем сегменте была ниже по сравнению с остальными. У пациентов без ранее существовавших сердечных заболеваний, ФВЛЖ была аномальной только в 1,9%, а ГЛС ЛЖ была аномальной в 46%. У значительной части (53%) была аномалия ГЛС ЛЖ, определенная как <18%. Средняя GLS ЛЖ в перегородке и нижнем сегменте была ниже по сравнению с остальными. У пациентов без ранее существовавших сердечных заболеваний, ФВЛЖ была аномальной только в 1,9%, а ГЛС ЛЖ была аномальной в 46%. У значительной части (53%) была аномалия ГЛС ЛЖ, определенная как <18%.

Средняя GLS ЛЖ в перегородке и нижнем сегменте была ниже по сравнению с остальными. У пациентов без ранее существовавших сердечных заболеваний, ФВЛЖ была аномальной только в 1,9%, а ГЛС ЛЖ была аномальной в 46%.

У большинства пациентов с пост-COVID была нормальная ФВ ЛЖ через 4-12 недель после положительного теста, но более половины имели аномальный ГЛС ЛЖ. Даже когда пациенты с ранее существовавшими сердечными заболеваниями были исключены, 46% имели аномальное общее напряжение. Оказалось, что существует высокая предрасположенность к поражению перегородки и, в меньшей степени, поражение нижней стенки, что создает видимость знака «C» на карте деформации «яблочко». Необходимы дальнейшие исследования, чтобы подтвердить, постоянно ли обнаруживаются эти аномалии, и понять долгосрочные сердечные последствия инфекции SARS-CoV-2.


👉Поражение сердца было широко описано во время острой фазы тяжелого острого

респираторного синдрома коронавирус 2 (SARS-CoV-2). Однако многие пациенты сообщают о

о сохраняющихся симптомах после выздоровления - состояние, известное как персистирующая или длительная коронавирусная болезнь

2019 (COVID-19).

👉В некоторых сериях боль в груди была описана у ~20% пациентов с

длительным синдромом COVID-19,

но механизмы возникновения этих симптомов не были адекватно

изучены.

👉У некоторых из этих пациентов боль в груди напоминает ангинозную. Перфузионное кардиологическое исследование с аденозиновым стрессом

магнитно-резонансная томография (КМРТ) является полезным неинвазивным диагностическим инструментом для оценки перфузии миокарда

перфузии и различения эпикардиальных и микрососудистых нарушений в соответствии с перфузионными характеристиками

паттерны.

👉В настоящее время мы проводим проспективное обсервационное исследование пациентов с ангиноподобной

постоянной болью в груди после инфекции COVID-19, оцениваемое в многопрофильной направленной длительной COVID-19

амбулаторном отделении клиники.

👉После первого обследования проводится компьютерная томография грудной клетки (КТ), для исключения легочной тромбоэмболии

👉Из общей когорты 186 пациентов, первоначально обследованных в отделении длительного лечения COVID-19, у 51 (27%) была постоянная боль в груди. После первоначальной клинической оценки, если у пациентов была боль в груди при нагрузке и альтернативные диагнозы были исключены, их направляли в кардиологическое отделение COVID-19.

👉В связи с клинической значимостью мы приводим результаты первых 10 пациентов, которым была проведена перфузионная КМРТ с аденозиновым стрессом. Эти пациенты были в основном женщины среднего возраста (44,6 ± 8,0 лет). (80%) с легкой или умеренной формой заболевания COVID-19 и без предшествующих сердечно-сосудистых заболеваний или болей в груди до проведения COVID-19 заболеваний или боли в груди до заражения COVID-19.

👉 Медиана времени от острой инфекции до появления симптомов составило 23 дня, а среднее время от заражения до стресс-перфузионной КМР составило 8,2 месяца.

👍Стресс-перфузионная КМР показала нормальный бивентрикулярный объем и функцию у всех пациентов. у всех пациентов. Отека миокарда не выявлено, при нормальных значениях Т1 и Т2 картирования миокарда.

👍Ни у одного из пациентов не было отмечено перикардиального выпота. У двух пациентов наблюдалось позднее усиление гадолиния, похожее на миокардит гадолиниевое усиление.

👍Не было обнаружено ни ишемического паттерна, ни перикардиального усиления.

👍 У всех пациентов заболевание эпикардиальных артерий было исключено с помощью коронарной КТ-ангиографии.

👉Патологический механизм, лежащий в основе этого состояния, до сих пор неизвестен. Одним из объяснений может быть

микрососудистая дисфункция.

👉Механизмы микрососудистого заболевания при COVID-19 включают в себя

повреждение эндотелия через ангиотензинпревращающий фермент 2, с дисфункцией эндотелия и

воспаление микрососудов и тромбоз.

👉Эти первые последовательные случаи в данном обсервационном исследовании убедительно свидетельствуют о том, что коронарная

микрососудистая ишемия является основным механизмом ангиноподобной постоянной боли в груди у пациентов

выздоровевших после COVID-19.

Сердечно-сосудистые осложнения острой коронавирусной болезни 2019 (COVID-19) хорошо описаны, однако постистрые сердечно-сосудистые проявления COVID-19 всесторонне не охарактеризованы. Здесь мы использовали национальные базы данных здравоохранения Министерства по делам ветеранов США для создания когорты из 153 760 человек с COVID-19, а также двух наборов контрольных когорт с 5 637 647 (современные контрольные) и 5 ​​859 411 (исторические контрольные) человек для оценки рисков. и 1-летнее бремя набора заранее определенных сердечно-сосудистых исходов. Мы показываем, что после первых 30 дней после заражения люди с COVID-19 подвержены повышенному риску возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, охватывающих несколько категорий, включая цереброваскулярные расстройства, аритмии, ишемическую и неишемическую болезнь сердца, перикардит, миокардит, сердечная недостаточность и тромбоэмболическая болезнь. Эти риски и бремя были очевидны даже среди лиц, которые не были госпитализированы в острую фазу инфекции, и постепенно увеличивались в зависимости от условий оказания помощи в острой фазе (не госпитализированные, госпитализированные и госпитализированные). Наши результаты свидетельствуют о том, что риск и бремя сердечно-сосудистых заболеваний в течение 1 года у выживших после острого COVID-19 являются значительными. Пути ухода за теми, кто пережил острый эпизод COVID-19, должны включать внимание к сердечно-сосудистым заболеваниям. госпитализированы и помещены в реанимацию). Наши результаты свидетельствуют о том, что риск и бремя сердечно-сосудистых заболеваний в течение 1 года у выживших после острого COVID-19 являются значительными. Пути ухода за теми, кто пережил острый эпизод COVID-19, должны включать внимание к сердечно-сосудистым заболеваниям. госпитализированы и помещены в реанимацию). Наши результаты свидетельствуют о том, что риск и бремя сердечно-сосудистых заболеваний в течение 1 года у выживших после острого COVID-19 являются значительными. Пути ухода за теми, кто пережил острый эпизод COVID-19, должны включать внимание к сердечно-сосудистым заболеваниям.