Обоняние-когда вернётся?

Обоняние остаётся одним из значимых возможных симптомов инфекции COVID-19.

Опрос 575 человек в группе долгоболящих показал следующую статистику по проблемам с обонянием:

○ Не исчезало обоняние - у 16%

○ Искажение запахов/мнимые запахи длительное время - 14%

○ Обоняние приходило и уходило в течение нескольких месяцев - 10%

○Вернулось в течение 1-2 недель - 49%

○Вернулось через месяц - 4%

○Вернулось через 2-3 мес. - 5%

○Вернулось через 4-5 мес - 1%

○Вернулось через 6-10 мес - 1%


Возможная причина пропажи обоняния (сохранение вируса)

Волнообразно возникающие и исчезающие симптомы потери, возврата и искажения обоняния могут быть связаны с персистенцией вирусных частиц в обонятельном пути. К такому выводы пришли учёные, исследовавшие эпителий клеток в обонятельных путях.

Фрагмент исследования:

В то время как недавние исследования выявили вирусные, воспалительные и сосудистые факторы, вовлеченные в патогенез легких SARS-CoV-2, патофизиология неврологических расстройств при COVID-19 остается малоизученной. Обонятельная и вкусовая дисфункция часто встречается у пациентов с COVID-19, особенно у пациентов с легкой симптоматикой. Здесь мы провели вирусологическое, молекулярное и клеточное исследование обонятельного нейроэпителия семи пациентов с COVID-19, страдающих острой потерей обоняния. Мы сообщаем о доказательствах того, что обонятельный нейроэпителий может быть основным местом заражения SARS-CoV2 с несколькими типами клеток, включая обонятельные сенсорные нейроны, вспомогательные клетки и иммунные клетки, которые заражаются. Репликация SARS-CoV-2 в обонятельном нейроэпителии была связана с местным воспалением. Кроме того, мы показали, что SARS-CoV-2 индуцировал острую аносмию и агезию у золотистых сирийских хомяков, длящуюся до тех пор, пока вирус оставался в обонятельном эпителии и обонятельной луковице. Наконец, забор обонятельной слизистой оболочки у пациентов с длительной персистенцией ассоциированной с COVID-19 аносмии выявил наличие вирусных транскриптов и инфицированных SARS-CoV-2 клеток вместе с длительным воспалением. Персистенция SARS-CoV-2 и связанное с ней воспаление в обонятельном нейроэпителии могут быть причиной длительных или рецидивирующих симптомов COVID-19, таких как потеря обоняния, что следует учитывать для оптимального медицинского лечения этого заболевания.

Возможная причина пропажи обоняния (воспалительные цитокины)

В данном исследовании проводится связь между снижением ИЛ-6 и возвратом обоняния.

Похожая точка зрения о том, что сами воспалительные цитокины и нейтрофилы также способны влиять на потерю обоняния,

высказывается и в обзоре Института Физиологии РАН.



Остаточная обонятельная дисфункция у пациентов с коронавирусной болезнью 2019 после длительного выздоровления.

В данной работе говорится о том, что:

  • Обонятельная дисфункция, выявленная с помощью Краткого теста идентификации запаха и шкалы оценки гипосмии, все еще существует почти у 1/3 пациентов с COVID-19 после 3-месячного выздоровления.

  • Обонятельная функция продолжала непрерывно восстанавливаться в течение пяти недель наблюдения.

  • Существует вероятность того, что обонятельное нарушение будет длиться вечно как необратимый симптом у некоторых пациентов с COVID-19.

  • Проблема обоняния у пациентов с COVID-19 может в конечном итоге привести к нейродегенеративным заболеваниям, таким как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона, в качестве долгосрочного осложнения, что требует дальнейшего длительного наблюдения.

Чтобы рассмотреть влияние потери обоняния COVID-19 на мозг, мы проанализировали нейронные связи центральной обонятельной системы у недавно инфицированных SARS-CoV-2 субъектов с сохраняющимися обонятельными нарушениями (гипосмия). Двадцать семь ранее инфицированных SARS-CoV-2 субъектов (10 мужчин, средний возраст ±  стандартное отклонение 40,0 ± 7,6 лет) с клинически подтвержденной гипосмией, связанной с COVID-19, и восемнадцать здоровых, никогда не инфицированных SARS-CoV-2 субъектов с нормосмией (6 мужчин). , средний возраст ±  стандартное отклонение36,0 ± 7,1 года), были набраны для МРТ-исследования 3 Тесла, включающего диффузионную МРТ с высоким угловым разрешением и функциональную МРТ в состоянии покоя. Специализированные показатели структурной и функциональной связности были получены из стандартной парцелляции обонятельных областей мозга и ранее подтвержденной теоретико-графовой модели обонятельной функциональной сети человека. Эти показатели сравнивали между группами и коррелировали с клиническим индексом обонятельного нарушения. В день сканирования все испытуемые были свободны от вирусов и не имели когнитивных нарушений. По сравнению с контролем у ранее инфицированных SARS-CoV-2 субъектов показатели как структурной, так и функциональной связи значительно увеличились. Большее остаточное нарушение обоняния было связано с более обособленной обработкой в ​​областях, более функционально связанных с передней грушевидной корой. Повышенная нейронная связь в обонятельной коре была связана с недавней инфекцией SARS-CoV-2, когда потеря обоняния была остаточным симптомом COVID-19. Функциональная связность передней грушевидной коры, крупнейшего коркового реципиента афферентных волокон от обонятельной луковицы, объясняет индивидуальную вариабельность сенсорных нарушений. Эти результаты, хотя и предварительные, могут характеризоваться характерной реакцией связности мозга при наличии остаточной гипосмии, связанной с COVID-19. Функциональная связность передней грушевидной коры, крупнейшего коркового реципиента афферентных волокон от обонятельной луковицы, объясняет индивидуальную вариабельность сенсорных нарушений. Эти результаты, хотя и предварительные, могут характеризоваться характерной реакцией связности мозга при наличии остаточной гипосмии, связанной с COVID-19. Функциональная связность передней грушевидной коры, крупнейшего коркового реципиента афферентных волокон от обонятельной луковицы, объясняет индивидуальную вариабельность сенсорных нарушений. Эти результаты, хотя и предварительные, могут характеризоваться характерной реакцией связности мозга при наличии остаточной гипосмии, связанной с COVID-19.